У громадян сформувався стійий образ Конституції як об’єкта неефективних експериментів, кожен з яких призводить до погіршення ситуації в державі. Тому побоювання, що чергова зміна Конституції в умовах низького рівня довіри до влади може супроводжуватися суспільно-політичними ускладненнями чи зумовити їх, не є безпідставними.
Лише 4,1% українців головною причиною складної соціально-економічної ситуації в Україні вважають недосконалість чинної Конституції. Про це в своїй статті для ZN.UA пише науковий консультант Центру Разумкова Микола Мельник, коментуючи рішення президента про створення Конституційної асамблеї для внесення змін до Основного закону.
Соціолог зазначив, що переважна більшість громадян вбачають головну проблему країни в неналежній діяльності влади.
Зокрема, за даними соцопитування Центру Разумкова, 31,3% опитаних найголовнішою причиною складної соціально-економічної та політичної ситуації в Україні назвали високий рівень корупції.
18,2% бачать корінь всіх проблем e превалювання у керівництва держави особистих інтересів над суспільними. 14,4% відзначають ігнорування представниками влади Конституції і законів України.
13,3% вказують на неефективне управління державою через некомпетентність його керівництва. Недосконалість чинної Конституції України вважають головною причиною всіх проблем 4,1% українців.
Водночас, 7,4% не вважають соціально-економічну та політичну ситуацію в Україні. складною. 11,3% не змогли відповісти на запитання або вибрали інший варіант.
«Закономірно, що у громадян сформувався сталий образ Конституції як об’єкта неефективних експериментів, кожен з яких призводить до погіршення ситуації в державі. Тому побоювання, що чергова зміна Конституції в умовах низького рівня довіри до влади може супроводжуватися суспільно-політичними ускладненнями чи зумовити їх, не є безпідставними», — зазначив Микола Мельник.
Більшість українців вважають, що міняти треба не Конституцію, а владу
субота, 23.06.12 14:09Помилка в тексті?Виділи її мишкою та натисни Ctrl + Enter
Коментар буде опубліковано після модерації
Коментарі
Антикомпрадор
24.06.2012 12:22:53
Как мы помним, с ликвидацией государственной монополии на торговлю, в том числе и внешнюю, в Украину хлынули потоки заморских товаров. А в обратном направлении пошли эшелоны и пароходы со всем, что можно было толкнуть Западу по демпингу – главное, чтобы быстро. Вот в этой ситуации сформировалась и поднялась в стране компрадорская буржуазия. Термин этот возник в испаноязычных странах и означает посредника между национальным рынком и западным (сейчас транснациональным) бизнесом. Как правило, посредничество это давало компрадору быструю и большую прибыль, но зато весьма губительно сказывалось на экономике его страны. Дело в том, что компрадорский бизнес, во-первых, основан на ввозе в государство западных товаров (вариант – запчастей, из которых товары собираются на месте). Во-вторых, компрадор зарабатывает на вывозе товаров на транснациональный рынок – преимущественно это сырье. Соответственно, начинается процесс переориентации национального рынка и экономики государства под интересы компрадоров. То есть растут и развиваются в первую очередь бизнес по продаже импорта (сети маркетов, салонов, мастерских по сборке и сервису) и сырьевой бизнес (добыча ресурсов, выплавка металла и т.д.). На первый взгляд, вроде бы даже все отлично: магазины полны, трубы дымят, люди работают. Более того, в страну могут даже идти иностранные инвестиции – но только в область компрадорского бизнеса. Но все это попросту губит другую часть буржуазии – национального производителя, из-за чего между ними и возникают конфликты. Ведь компрадор заинтересован в вытеснении (выживании) национального производителя как такового или во включении его в свою цепочку: либо в качестве сборщика товара из ввезенных комплектующих, либо в качестве производителя сырья. Все остальные виды производства только мешают успешному ведению компрадорского бизнеса. Собственно, страна превращается в типичную «банановую республику». Как и всякий бизнесмен, компрадор стремится поставить на службу своим интересам и государственную машину. Лоббирование и принятие соответствующих законов и указов, распределение льгот, государственная внешнеэкономическая стратегия, а главное – внешнеполитический вектор. Компрадор целиком зависит от тех стран, с экономикой которых он связан, то есть с Западом. А значит, он будет способствовать превращению государства в политического и экономического сателлита акул глобального мира. Национальный бизнес тоже стремится поставить государство себе на службу. И в этом процессе происходит его сталкивание с компрадорским на политической арене. Почти классический пример такого столкновения – противостояние между российским Союзом правых сил, выражающим интересы крупного сырьевого компрадорского капитала, и путинской командой, поддерживаемой национальными производителями. Оно приняло довольно острые формы и, нужно заметить, затянулось, поскольку, проиграв выборы, компрадоры, судя по всему, хотят взять реванш путем… еще одной «оранжевой революции». А почему бы и нет? Ведь за компрадорами тоже стоит некоторая часть общества: зависимые от них работники, прозападники, те, кто находит компрадорскую систему экономики для себя привлекательной (в основном это люмпены и денациональный бомонд). Если их сконцентрировать в нужное время в нужном месте… К тому же в странах СНГ компрадорский капитал более развит, чем национальный. Оно понятно: открыть оптовую фирму дело нехитрое, это вам не химический комбинат, и не авиазавод, и даже не птицеферма. Поэтому компрадоры поднялись на ноги раньше национального бизнеса, к тому же в отличие от него они пользовались и пользуются полной поддержкой Запада, особенно политической. Конечно, часть компрадоров, накопив первоначальный капитал, вложила его в развитие производства, таким образом произошла трансформация компрадоров в национальную буржуазию. Такой процесс вполне закономерен, однако эволюционно он растягивается на долгие годы, а за это время в стране может «загнуться» национальное производство. Поэтому эволюция компрадора в нацбуржуазию безболезненно прошла только в тех станах, в которых своей промышленной и научной экономики прежде не было вовсе – таких как Южная Корея, Сингапур, Тайвань и т.п. Там же, где лбами сталкиваются сильные компрадоры и уже окрепший (или еще неослабленный) национальный бизнес, это происходит весьма бурно, вплоть до революций – либо ожесточенных и кровавых (как, например, китайская революция начала 20 века), либо «бархатных», «оранжевых», «розовых» и им подобных. Потому что ситуация складывается таким образом, что никакого паритета между ними быть уже не может, потому что либо государство стоит на гране потери национальной безопасности, а национальная экономика – на гране краха, либо компрадоры получили внушительную поддержку Запада и серьезно настроились одним ударом смести все препятствия на пути к полному подчинению себе государственной машины. Кто именно победил в такой схватке, можно определить, если вспомнить известное библейское выражение: «Узнаете их по делам их». В связи с этим возникает вопрос: интересы какой части украинской буржуазии собирается отстаивать новая украинская власть и к чему это приведет? Пан или пропал Сколько бы ни критиковали методы работы премьера Виктора Януковича, сколько бы ни ругали записные патриоты ЕЭП, нельзя не согласиться с тем, что в течение 2003 – 2004 годов он сделал несколько важных шагов в интересах именно украинского национального бизнеса. Ведь проект Единого экономического пространства открывал перспективы именно для украинских производителей. По сути, в нем роль рынка сбыта и источника сырья отводилась России. Поэтому вокруг Януковича на последних выборах и начала объединяться большая часть украинской национальной буржуазии. После явной неудачи она разделилась: многие решили искать мира и согласия с новой властью. Однако первые месяцы ее правления показали, что этого им найти не удастся. Дело в том, что под удары «борьбы с коррупцией» и пресс экономического регулирования рынка в основном попал национальный производитель. Например, предусмотрено лишить льгот украинские автозаводы, что бьет по производству «Таврий», но зато на руку компрадорам, ввозящим в Украину иномарки (в разобранном виде). Или политика правительства в отношении либерализации ввоза импортного мяса. Таким образом, складывается впечатление, что новая власть защищает не те интересы, которые декларирует. И если она таки станет на сторону компрадоров, то национальный производитель будет попросту уничтожен – быстро или медленно, полностью или частично, даже если он будет пытаться жить с новой властью в мире. Ведь противостояние идет не на уровне парламентских партий, а на уровне столкновения интересов ведущих частей общества. Вообще-то новая власть может и сама не хотела бы вредить национальному бизнесу, пусть он даже поддерживает ее политического оппонента. Однако стремительный бросок в объятия Запада, которому она обязана свой победой на выборах, приводит не только к политической зависимости государства. У Запада в отношении Украины есть свои экономические интересы, и эти интересы заключаются в поддержке именно компрадоров. Во всяком случае, скудные инвестиции Запад вкладывал только в украинский компрадорский бизнес и практически ничего – в национальный. Поэтому Запад, имея множество рычагов влияния, может попросту заставить новую власть действовать в своих интересах – пусть и противоречащих интересам самой Украины. В таких условиях для своего элементарного выживания украинский национальный бизнес должен наконец понять, что ему-то Запад ничем не поможет, и перестать строить иллюзии. Напротив, поднятие знамени освобождения страны из-под влияния Запада будет не политическим чудачеством, не шагом на «советскую тропу», а выражением экономических интересов государства. Собственно, это и есть классическая национально-освободительная борьба, которую будет вести одна из передовых сил общества, способная сформировать национальную власть. Разумеется, что подобные лозунги для все еще центристской оппозиции несколько непривычны. Но только в силу привычки, что они – прерогатива национал-патриотических правых партий и движений. Но в реальности последние давно уже перестали быть таковыми и, будучи крайне лояльными к Западу, скорее поддержат компрадоров, выдавая их своих избирателям за «истинный национальный бизнес». Ну да вопросы просвещения избирателей – дело СМИ, а вот задача оппозиции – сформировать экономические интересы общества в четкую национальную идею. Вопрос архиважный и касается дальнейшей судьбы Украины на ближайшие 50 и более лет: будет ли она «банановой республикой», управляемой компрадорской буржуазией и западными клерками, либо самодостаточным независимым государством с собственной национальной экономикой. Все может пойти как медленным эволюционным путем, от выборов к выборам, так и ускоренным – революционным. Если власть будет продолжать играть в одни ворота, причем нечестно, и прессовать национальный бизнес далее, у того не останется ничего иного, кроме как либо спустить флаг и порезать свои предприятия на металлолом, либо бороться вплоть до вывода на площади людей. И тогда в Украине может произойти первая в ее истории национально-освободительная революция. И если власть проявит максимум благоразумия – то вполне мирная…